«Мир динозавров» (для детей 3-4 лет).

 

МБДОУ  «Белочка», Черногорск

Бауман Н.В., 

 

Содержание

 

Паспорт проекта………………………………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………………………..3

Актуальность проекта…………………………………………………….4

Технология проекта………………………………………………………7

Используемые источники информации……………………………….10

 

 

Паспорт проекта.

Составители проекта: Бауман Н.В.

Участники: дети младшей группы и их родители; Художественный руководитель; Физ.инструктор

Место проведения: МБДОУ «Белочка»

Тип проекта:

По ведущему методу: Познавательно-исследовательский.

По количеству участников: групповой.

По длительности: среднесрочный (три недели).

Пояснительная записка.

Дошкольники- прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность. Задача педагога – активно помогать маленьким исследователям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, того мира, который его окружает. Проект «Мир динозавров» даёт возможность детям заниматься тем, что их интересует; нарабатывать простейшие исследовательские навыки; расширяет кругозор; учит улавливать взаимосвязи конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой; и этим приближает детей, занятых в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий.

 

Актуальность.

Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Особенно эта тематика интересует наших маленьких людей – деток. Кто такие динозавры — вопрос, который часто задают дети. Дети дошкольного возраста развиваются тем успешнее, чем больше они получают ярких впечатлений, интересной информации. Детям очень интереснызагадочные в чем-то, пугающие существа, жившие несколько миллионов лет назад.

Требования к программе дошкольного образования рекомендует проектнуюи экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детяммладшего дошкольного возраста проектная и экспериментальнаядеятельность во многом упрощена и носит игровой характер.

Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной игровой и художественной формезнакомим детей с жителями нашей планеты за долго до людей. Поэтому мы считаем, важным научить, детей использовать в игре знания, полученные в ходе реализации данного проекта.

 Цель проекта:

Создать условия для формирования представлений у детей об эпохе динозавров, посредством создания благоприятных условий для реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.

Задачи проекта:

  • Познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами, с разнообразием видов динозавров и их внешними особенностями; вызвать у детей интерес и прививать вкус к простейшим формам исследовательской и научной работы на материале проекта.
  • Развитие творческих способностей детей;
  • Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом.
  • Воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.
  • Использовать работу над данным проектом о динозаврах для создания благоприятной и обогащенной предметно-пространственной среды.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

 

План исследований

Проблемой нашего исследования является выяснить кто такие динозавры. Динозавры очень опасные рептилии, но хотя они вымерли много миллионов лет назад, и причины могут быть разными, предки динозавров живут рядом с нами, а какие именно мы также выясним в ходе исследования.

Предмет исследования – виды динозавров.

Для реализации проекта «Мир динозавров» в работе используются следующие формы работы с детьми:

 — Изучение научной литературы.

 — Проведение анализа литературных источников и интернет-ресурсов;

 — Беседы «Кто такие динозавры», «На кого похожи динозавры»;

Материалы: научно-художественная литература, энциклопедия, изображения различных видов динозавров, фильмы и мультфильмы о жизни динозавров, (электронные ресурсы), модельки-игрушки динозавры, фото- и видеокамера, диски: DVD, соленое тесто, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, раскраски с динозаврами и т.д.

Ожидаемые результаты: В ходе реализации проекта дети приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров. Научились рисовать, лепить динозавриков. Расширили кругозор, познакомились с историей развития жизни на земле. Побывали в роли исследователей, юных палеонтологов и археологов. Родители активно участвовали в проектной деятельности, через совместную познавательно — исследовательскую деятельность. Педагоги повысили свой профессиональный уровень. Пополнена предметно- пространственная среда.

 

Технология проекта:

Этапы проекта: подготовительный, основной, итоговый.

1 этап — Подготовительный.

Формулирование проблемы, цели и задачи проекта. Подбор материала и оборудования для работы. Беседы о динозаврах. Анкетирование родителей, с целью выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать. Беседа «Что мы знаем о динозаврах?» Составление плана работы. Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров»

 

План реализации подготовительного этапа проекта.

Мероприятия или основные направления деятельности

Сроки

Беседа с детьми «Что мы знаем о динозаврах?»

 

Беседы с родителями

 

Подбор методической литературы по теме проекта.

— Знакомство с энциклопедической литературой по теме проекта.

 

Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?»

 

Рассматривание иллюстраций динозавров.

 

 

2 этап – Основной.

Прочтение рассказа и проведение бесед по иллюстрациям «Кто такие динозавры и когда они жили?», Презентации о динозаврах, развлечение «Путешествие к динозаврам», просмотр фильма «О динозаврах», а так же мультфильмы «Ледниковый период», «Динозавр», «Диномама». Всевозможные рисунки, аппликации и поделки. В ходе этой работы дети познакомятся с видами динозавров, узнают о их строении и образе жизни, чем они отличались друг от друга.

План реализации основного этапа проекта.

Мероприятия или основные направления деятельности

Сроки

Чтение книг по теме проекта.

 

Просмотр фильмов по теме проекта.

 

Физ.развитие «Быстрые динозаврики»

 

Рисуем динозавров из ладошек

 

Творческая мастерская совместно с родителями «Конкурс на лучший рисунок: мой любимый Динозавр».

 

Пазл «Динозавр», раскраски «Динозавры»

 

Игра «Найди одинаковых динозавров»

 

Клеим глазки динозаврикам

 

Презентация «Динозавры»

 

«Бусы для динозавра»

 

Просмотр мультфильмов «Ледниковый период. Эра динозавров», «Мир динозавров», «Земля до начала времен».

 

Создание сборника идей для совместных игр и занятий с детьми «Динозаврики».

 

Проведение раскопок динозавра

 

Аппликация из круп-совместная работа

 

Опыты с яйцом

 

Медальоны «Следы динозавров»

 

Создание музея «Мир динозавров»

 

 

3 этап – Заключительный.

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с эрой динозавров создание библиотеки по данной теме.  Подбор видеотеки оформление альбома рисунков по теме проекта.

Выставка детских рисунков по теме «Динозавры»

 План реализации заключительного этапа проекта.

Мероприятия или основные направления деятельности

Сроки

Выставка детских рисунков по теме «Динозавры»

 

НОД «Путешествие к динозаврам»

 

Создание музея «Мир динозавров»

 

 

 

Результаты

На протяжении всего проекта мы увидели, как проделанная работа достигла своей цели. У детей и родителей стал развиваться интерес к эпохе динозавров, расширился кругозор.

Дети:

В ходе реализации проекта дети приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров. Также приобрели опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов. Расширили кругозор, познакомились с историей развития жизни на земле.

 

Родители:

Участвовали в проектной деятельности, через совместную познавательно — исследовательскую деятельность.

Педагоги:

Повысили свой профессиональный уровень. Пополнена предметно- пространственная среда.

 

Список литературы:

  1. Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.: Эгмонт Россия, 2001.
  2. Травина И.В. Моя первая книга о динозаврах. Научно-популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 95 с.
  3. Интернет ресурсы
  4. Йоахим Опперман — Динозавры Год издания: 1994 Издательство: «Слово»
  5. Эти таинственные животные. Рептилии. Насекомые Женевьев де Бекер 2009г. Издание: Росмэн-пресс.
  6. Сладков Н. И. Разговоры животных Издательство Стрекоза 2010г.

 

 

Приложения 1.

Анкета для родителей.

 Читаете ли вы детям книги о динозаврах?

а) дети проявляют интерес сами

б) это ваша инициатива

  1. Хотели бы вы расширить кругозор детей об этих животных?
  2. Вы считаете изучение темы о динозаврах еще рано для этого возраста?
  3. Как бы вы отреагировали на то чтобы мы начали работу над проектом о динозаврах?
  4. Вы согласны участвовать в создании поделок?
  5. Вас самих когда-нибудь интересовал вопрос о существовании и исчезновении этих загадочных животных?
  6. Согласны ли вы с утверждением что если мы не будем охранять окружающую среду, то могут исчезнуть некоторые редкие животные?
  7. Знаете ли вы что означает слово динозавр?
  8. Какие пожелания или предложения у вас будут при более углубленном изучении темы нашего проекта

 Приложение 2.

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.

  1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.
  2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.
  3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.
  4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.
  5. Обведите на листе картона диск, рассчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.
  6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска.
  7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плёнку и соедините с контуром основы.
  8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов.
  9. Вот такая красота получается у нас.

Творческих успехов!

       Приложение 3.

Мастер – класс «Такие забавные динозавры».

Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.

Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.

Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».

Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

 

Приложение 4.

Конспект НОД «Путешествие к динозаврам»

Воспитатель: дети нас наш Птеранодон приглашает в путешествие. Отправимся?

Дети: да.

Воспитатель: но прежде, давайте наведем порядок и уберем игрушки.

Воспитатель: Ребята вас динозавр спрашивает, а знаете ли вы, что такое древний мир? Кто в нем жил?Тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры. А хотите побывать там? (ответ детей) Тогда давайте поедем туда на волшебном поезде. Вы разрешите быть мне машинистом? Вы готовы? Тогда мы отправляемся в наше путешествие которое подготовил для нас наш Птеранодон.

Дети под музыку идут змейкой, держа друг друга за талию.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. (садятся на коовер) В это время на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники. На суше динозавры расселились повсюду, став ее полновластными хозяевами. «Динозавр» означает «Страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат размером был примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми. Дети рассматривают иллюстрацию с компсогнатом. Воспитатель: а какой внешний вид у него? (ответы детей) у него длинные ноги и короткие передние лапки; его кожа пятнистая.

Воспитатель: ребята, компсогнат для нас подготовил маленькую разминку.

Физминутка “ДИНОЗАВРИК”

Динозаврик встал на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.

Оглядел он всё вокруг
И быстрей на место– плюх. (имитация движений)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрите, в письме подсказку какого животного мы встретим дальше. Читаем подсказку загадку.

Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог, есть листву с самых высоких деревьев.

(ответ) это длинношеие динозавры или диплодок. Рассматривают иллюстрацию.

Воспитатель: ребята, давайте походим с высоко поднятой головой и тянем шею, как будто хотим сорвать листики с высокого дерева.

Воспитатель: читаем дальше подсказку: «У этого динозавра на голове небольшой гребень, живут по берегам рек. Между пальцев у них перепонки. Они могли ходить в топких местах и могли плавать. Питались листвой».

(ответ) это гадрозавры.

Воспитатель: давайте рассмотрим их на рисунке. А теперь походим в развалку как гадрозавры.

Воспитатель: а теперь, ребята, посмотрите, кто изображен на картинке?

Дети: носорог.

Воспитатель: да, это носорог. Какие динозавры очень похожи на носорогов, только у них «трехрогая мордачка» и костяной «воротник» на шее. Они очень массивные и у них неукротимый нрав. Они скусывали ветки деревьев, траву. Дети: это рогатые динозавры или цератопсы.

Воспитатель: давайте найдем их на плакате «Динозавры».

Воспитатель: а сейчас давайте назовем самого хищного гиганта. Он охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров-тиранов».

Дети: это тираннозавр. Давайте найдем его на плакате «Динозавры». Ребята, давайте заметим, что задние ноги тираннозавра были сильными и мускулистыми, а передние – маленькими. Огромные челюсти тираннозавра были усажены зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же острыми.Ребята, давайте изобразим тираннозавров: будем делать большие шаги, топать и грозно порычим.

Ой, ребята, как здорово, мы съездили в древний мир. Познакомились с динозаврами, поиграли у них. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Волшебный паровозик нас ждет.Дети идут змейкой, изображая паровозик, держат друг друга за талию. Звучит музыка.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Скажем спасибо нашему Птеранодону.

Приложение 5.

Найди двух одинаковых динозавров

Приложение 6.

Рисуем динозавра из ладошек.

МАТЕРИАЛЫ:
— карандаш
— лист бумаги
— цветные карандаши (краски)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:
Положите свою ладошку на лист бумаги: 4 пальца смотрят вниз — это ноги динозавра, а большой палец сильно оттопырен — это шея динозавра и его голова. Попросите малыша обвести карандашом Вашу ладонь.
Теперь поменяйтесь ролями. Рядом с Вашей ладошкой обрисуйте ладошку ребенка, в таком же положении.
А теперь ТВОРЧЕСТВО! нарисуйте динозаврам глаза, зубы, хвостик. Ребенку сразу станет понятно, что изображено. Можно добавить рога, пластины на спине или шипы. Попросите ребенка разукрасить динозавра-маму и динозаврика-детеныша. Для деток помладше задача стоит — при разукрашивании не вылезти за границы контура, а если ребенок постарше, то пусть придумает «рисунок» кожи динозавра, подберет цвет.
 Если ребенок не устал, то можно нарисовать еще и динозавра-папу или выводок разноцветных детенышей!

 

Приложение 7.

Юный палеонтолог

МАТЕРИАЛЫ:
— манка (речной песок прокаленный на огне)
— фигурка динозаврика (покупной скелет динозавров)
— миска
— жесткая кисть 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
 Насыпьте в миску манку и «закопайте» в ней фигурки динозавров.

ДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ:
Покажите ребенку, как настоящие палеонтологи (ученые изучающие окаменелости), используя кисть, аккуратно «производят» раскопки.


 
Приложение 8. 

Аппликация из крупы «Динозавры»

МАТЕРИАЛЫ:
— Бумага
— Карандаш
— клей ПВА
— крупа (манная, пшенная, кукурузная и т.п.)
— кисточка

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Нет принтера: Нарисуйте силуэт динозавра. (Можно перерисовать с книги или плаката)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:
Обильно намажьте клеем силуэт динозавра и попросите ребенка посыпать бумагу крупой и аккуратно прижать ее ладошкой. Замечательный массаж ладошек!
Дать просохнуть. Стряхните с высохшей картинки лишнюю крупу и перед малышом появится объемный, текстурный динозавр!