ПРОЕКТ «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

 

 Составитель: старший воспитатель

первой квалификационной категории 

Комарова Тамара Николаевна

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 41

 Г. САРАПУЛ

УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

 

 

 

Паспорт проекта

Наименование Проекта

Проект «Бабушкины сказки»  реализует блок «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» авторской программы « Детский сад – начало толерантности»  муниципального бюджетного образовательного учреждения  детский сад № 41 г. Сарапул, УР

 

 

Основание для разработки Проекта

Необходимость воспитания у подрастающего поколения потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от национальной, социальной, религиозной принадлежности. Развитие и социализация личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства

Статус Проекта

Разработка к авторской программе «Детский сад начало толерантности» МБДОУ  д/с  № 41

Суть инициативы:

Создание условий для формирования толерантного поведения  на основе этнокультур русского и удмуртского народов  у детей дошкольного возраста и их родителей через устное народное творчество

 Цель Проекта

формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста введением  ребенка в мир  волшебных  сказок и легенд удмуртского и русского народов.

 

Сроки и этапы реализации

 2016-2018уч. гг.  

Исполнители Проекта

   Заведующий, педагогический, детский и родительский коллективы МБДОУ д/с № 41

Объемы и источники финансирования Проекта

   Финансирование программы будет осуществляться из бюджетных и внебюджетных источников разного уровня. Объемы финансирования ежегодно уточняются на педагогическом совете при принятии плана работы и сметы расходов МБДОУ на соответствующий год.

Ожидаемые конечные результаты Проекта

В образовательном процессе ДОУ используются этноориентированные формы деятельности, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомлённости и толерантности детей, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия;

В содержание образования вводится этнокультурный компонент, способствующий приобщению детей к этнической (родной), русской и удмуртской культуре

Используется потенциал социокультурной среды города, республики с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей детей;

Обеспечивается объединение усилий дошкольного образовательного учреждения, семьи и социально-педагогических служб, деятельность которых направлена на формирование этнокультурной направленности детей.

Развивать представлений детей о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделение сходства и различия. Формировать уважение и толерантность к представителям разных этнических культур;

Воспитание у детей интереса к изучению родного края, приобщение к культуре русского и удмуртского народов

Основные разработчики

Старший воспитатель  —  Комарова Т.Н.

 

Содержание проекта:

 

  1. Паспорт проекта

 

  1. Обоснование значимости проекта

 

  1. Основные идеи

 

  1. Принципы проекта

 

  1. Стратегия проекта «Бабушкины сказки»

 

  1. Цели и задачи проекта, ожидаемые результат

 

  1. Этапы работы над проектом, его содержание и методы

 

I этап. Ориентировочный

II этап. Моделирующий

III этап. Деятельностный

 

IV этап. Оценочный

  1. Мероприятия и план действия по реализации проекта:

 

Блок Работа с педагогами

 

Блок Работа с родителями

 

Блок Работа с детьми

 

Блок Работа с социальными институтами

 

  1. Ресурсное обеспечение

 

  1. Мониторинг проекта

 

  • уровни представлений детей о культуре родного края и об удмуртских и русских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой);
  • эмоциональное отношение детей к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой);
  • уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).
  1. Средства контроля за достоверностью результатов

 

  1. Условия реализации проекта

 

  1. Вывод

 

  1. Приложение «Этапы работы со сказкой»

 

«Дети и сказка неразделимы, они созданы

 друг для друга и потому знакомство со сказками

своего народа должно обязательно входить

в курс образования и воспитания каждого ребенка».
Г.Н. Волков

Обоснование значимости проекта

    В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Можно увидеть, что родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Сказки и загадки присутствуют в его воспитании как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу. Поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное внешнее.

Академик Г.Н. Волков утверждает, что «народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высокопоэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка «кирпичики», из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции» («Этнопедагогика».М.: Академия, 1999, с. 223).

Хорошо знакомая, неоднократно прочитанная сказка выступает для малыша «волшебным зеркалом», в котором отражаются удивительные вещи.

Необходима лишь помощь сведущего человека, чтобы знать, куда смотреть и что ты хочешь увидеть. Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде всего знать, помнить и уважать.

Как отмечает А. Арушанская, опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством. Благодаря использованию комплекса разнообразных методов по ознакомлению с различными элементами культуры удмуртского и русского  народов у детей появляются не только новые представления о социальной действительности, но и новые эмоциональные оценки, гуманные сопереживания, что способствует формированию эмоционально-положительного настроя по отношению национальной культуре.

Актуальность заявленной темы проекта позволила обозначить проблему проекта:

Суть инициативы:Создание условий для формирования толерантного поведения  на основе этнокультур русского и удмуртского народов  у детей дошкольного возраста и их родителей через устное народное творчество.

Срок реализации проекта – 2 года

 

Основные идеи:

  1. Устное народное творчество, ценность которого состоит в познава­тельном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устно­го творчества удмуртского и русского  народов содержат единые архетипы, выражаю­щиеся в образах, сюжетах, морали.  Их освоение помогает дошкольни­ку понять общность нравственно-этических общечеловеческих цен­ностей.Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

 

  1. Г.Н. Волков «Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга и потому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка».

 

  1. А.П. Усова: «Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, а в целом научаются чувствовать общее, человеческое…»

(Русское народное творчество в детском саду)

 

Принципы проекта:

 

1.Гуманизации  воспитательной работы с детьми ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство. Гуманизация реально обеспечивает осуществление личностно- ориентированной модели педагогического процесса, которая предполагает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.

2.Ненасилия обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создаёт условия для реального эмоционального осмысления ребёнком конкретных ситуаций в быту детского сада, личного восприятия конкретных поступков; предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.

3.Интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного компонента. Этотпринцип является основой для целостного восприятия мира.

4.Целостности  педагогического процесса, обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.

5.Полноты,предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.

6.Принцип «Спирали»

7.Культурологический

8.Сотрудничество с семьёй

9.Позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями.

 

Стратегия проекта «Бабушкины сказки»

  1. Концептуализация проекта

Оригинальность  проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

  1. Создание сказочно-игрового пространства(«Сказочный мир»), включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.

Весь материал, собранный в сказочно-игровом пространстве «Сказочный мир», будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит в течение года организовать разные виды театрализованной деятельности по мотивам удмуртских и русских  народных сказок (настольный театр, Би-ба-бо, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.), также для проведения народных праздников (Гербер, Масленица, Троица)).

«Сказочный мир» является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев  народных сказок и воплощению своих идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).

  1. В воспитательно-образовательном процессе реализации основного педагогического условия — интегрированный подход к развитию детей.Интеграция в нашем проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: коммуникативной,, игровой, музыкальной, театрализованной, изобразительной, познавательно-исследовательской и т.д.,которая отражена в модели ознакомления детей с культурой родного края на основе использования удмуртских и русских народных сказок.
  2. Осуществление единства воспитательно-образовательноговзаимодействия с семьями воспитанников.
  3. Взаимодействие с социальными институтами
  4. Организация разных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, теневой театр, театр би-ба-бо, драматизация).

Таким образом, вышеназванные идеи характеризуют особенности нашего проекта.

Цель проекта — Формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста введением  ребенка в мир  волшебных  сказок и легенд удмуртского и русского народов.

 

Задачи для педагогов:

1.Создать методическое и дидактическое оснащение для реализации проекта (разработать модель ознакомления детей с культурой родного края на основе использования удмуртских и русских народных сказок, перспективный план по ознакомлению со сказками, конспекты организации образовательной деятельности по ознакомлению детей с русскими и удмуртскими народными сказками).

  1. Создать сказочно-игровое пространство «Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.

3.Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса

4.Организация просветительской работы по данной теме.

  1. Организация взаимодействия с социальными институтами (ДК «Заря».ДК «Электрон», детская библиотека «Южный», Музей истории Среднего Прикамья)

 

Задачи для родителей:

  Вовлекать родителей в ежедневную     деятельность через поиск оптимальных форм  взаимодействия.

 

Задачи по детям:

1.Знакомить детей с удмуртскими и русскими  сказками и легендами, как одним из видов   литературного  творчества  удмуртского  и русского  народа,

2.Расширять  кругозор детей о быте народов, средствами удмуртского, русского фольклора, умение находить общее в культуре народов.

3.Развивать интерес к фольклорным произведениям, эмоционально – образное восприятия литературных произведений, познавательную  активность, творческие способности в продуктивной деятельности, развивать умения работать в подгруппах.

4.Развивать умение работать над содержанием сказок, выделять главную мысль сказки (идею, мораль).

5.Воспитывать хорошие взаимоотношения между детьми, дружелюбие и отзывчивость, формировать понятия «друг», «дружба».

6.Получать информацию, используя различные источники,

7.Решать проблему разными способами (прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать, смастерить),

 

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

 

  1. Создана система воспитательно-образовательной работы по формирование этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста введением ребенка в мир  волшебных  сказок и легенд удмуртского и русского народов.
  1. Создано сказочно-игровое пространство «Сказочный мир», включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.
  2. Осуществляется взаимодействие с семьёй, социальными институтами

 

Для родителей:

 

1.Проявляют инициативу в реализации программы.

2.75% родителей активные помощники в организации предметно-развивающей среды.

3.Принимают участие в проведении мероприятий по этнокультурному  воспитанию.

4.У 50% развилась уверенность в собственных педагогических возможностях, а так же умения  формировать у своих детей и у себя позитивные навыки толерантного поведения.

 

Для детей:

1.Сформировано  представление о родной республике , об удмуртских и русских народных сказках;

  1. Понимают смысл слова «народные» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
  2. Проявляют устойчивый интерес к сказкам.
  3. Адекватно понимают содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания.

5.Объясняют языковые средства художественной выразительности, дополняют произведение и его образы.

  1. Преобладает высокая степень активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;

7.Умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами.

  1. Проявляют инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
  2. Научились решать проблемы разными способами (прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать, смастерить).

 

Этапы работы над проектом, его содержание и методы

I этап. Ориентировочный

Содержание работы:

  1. Анализ пространственно-предметной среды ДОУ с учетом национальных особенностей.
  2. Аналитический обзор литературы по проблемам развития детей средствами русских и удмуртских народных сказок.
  3. Выявление понимания и оценки дошкольниками образов народных сказок и установление уровней сформированности восприятия и создания сказочных образов в театрализованной и игровой деятельности.

Отчетные материалы I этапа:

  • информация об исходном состоянии ДОУ с анализом результатов по теме проекта.

II этап. Моделирующий

Содержание работы.

  1. Создание творческой группы воспитателей и планирование ее работы.
  2. Ознакомление с проектной идеей коллектив ДОУ.
  3. Разработка концепции проекта «Бабушкины сказки».
  4. Составление педагогического проекта «Бабушкины сказки».
  5. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту и разработка методики мониторинга результатов.

 

Отчетные материалы II этапа:

  • концепция формирования эмоционально-ценностного отношения у детей старшего дошкольного возраста к народным сказкам в условиях поликультурной среды.
  • проект «Бабушкины сказки».
  • методическая разработка «Конспект ОД», «Методика мониторинга эффективности выполнения проекта».

 

III этап. Деятельностный

 

Содержание работы:

  1. Знакомство педагогов и родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой с использованием удмуртских т русских народных сказок.
  2. Обеспечение материальной части проекта (привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов, костюмов к удмуртским и русским народным сказкам).
  3. Формирование у родителей воспитанников личностной заинтересованности в реализации проекта.
  4. Создание предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с удмуртской и русской национальной культурой.
  5. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
  6. Организация работы по взаимодействию с социальными институтами (ДК «Заря».ДК «Электрон», детская библиотека «Южный», Музей истории Среднего Прикамья)

 

Отчетные материалы III этапа:

  • создание сказочно-игрового пространства «Сказочный мир», включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, этнографический мини-музей.

IV этап. Оценочный

Содержание работы:

  1. Проведение мониторинга результативности работы по проекту.
  2. Обработка результатов контрольного диагностирования.
  3. Осмысление и описание результатов проекта.

 

Отчетные материалы IV этапа.

  • информация о результатах работы по проекту.
  1. Мероприятия и план действия по реализации проекта

I блок. Работа с педагогами.

Мероприятия

1.

Изучение наглядно-методической литературы по вопросам формирования личности ребенка средствами устного народного творчества

2.

Составление перечня удмуртских и русских  народных сказок, используемых в работе с детьми по плану проекта

3.

Мастер-класс «Использование удмуртских и русских  народных сказок в процессе ознакомления детей с культурой родного края».

4.

Семинар «Сказка как источник творчества детей»

5.

Консультация «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста»

6.

Открытый просмотр развлечения «По следам сказок ЛопшоПедуня»

7.

Открытый просмотр постановки сказки «Волк и козленок».

8.

Фотовыставка «Вот как в сказке мы живем!»

9.

Выступление на педагогическом совете с творческим отчетом о проделанной работе с мультимедийным сопровождением

 

II блок: Работа с детьми 

Мероприятия

1.

Организация образовательных ситуаций по ознакомлению с удмуртскими и русскими народными сказками ( 1 раз в месяц)

2.

Организация развлечений, викторин, досугов по сказкам ( 1раз в месяц)

3.

Организация дидактических и развивающих игр  в соответствии алгоритма календарного планирования

4.

Беседы с обсуждением, ситуативный разговор.в соответствии алгоритма календарного планированияКто такой Вумурт?,  Кто такой Нюлескузё?, Кто такаяОбыда?, Кто такой Корка Кузе (Домовой)?, Инмар (Бог неба)- кто он?, Богатырь  Эштерек., Кто такие  великаны  Алангасары?, Богиня тепла и солнца Музьеммумы. И

5.

Организация вечеров чтения -1 раз в неделю

6.

В гостях у деда Краеведа в комнате национального быта.

7.

Театрализованные представления – 1 раз в месяц

8.

Мастерская тетушки Анок – 1 раз в неделю

Конструирование из  бросового и  природного материала «Мой любимый сказочный герой».  Выставка, Лепка « Водяной»  (Вумурт), Рисование «Сказочные герои».

Рисование  «Сказочные птицы», рисование иллюстраций к любимым сказкам.

Изготовление  альбомов  с иллюстрациями по  сказкам и легендам в технике исполнения «Фактурная пластика», Аппликация   «Удмуртский  орнамент на скатерти»,   «Ковёр».

Лепка «Посуда для избы», Конструирование — симметричное  вырезывание  силуэтов деревьев, склеивание объемного дерева, Лепка «Рыбы», « Лесные звери».

Вырезывание  силуэтов  зверей, рыб, деревьев, цветов,  сказочных героев  для изготовления макетов, Изготовление макетов по сказкам — детский дизайн.

Конструирование из картона и  бумаги мебели для избы.

9.

Решение проблемных ситуаций.

10

Режиссерские игры. Ролевые игры. Игры-драматизации.В соответствии алгоритма календарного планирования

11.

Детско-родительские  познавательно-исследовательские подпроекты

12.

Изготовление лэпбуков

 

В ходе работы проекта дети научатся:

Ø  получать информацию, используя различные источники,

Ø  делать выводы из  её анализа,

Ø  задавать вопросы на интересующую тему,

Ø  ориентироваться в новой нестандартной ситуации,

Ø  решать проблему разными способами (прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать, смастерить),

Ø  планировать этапы своей деятельности,

Ø  договариваться,   общаться со сверстниками и взрослыми,

Ø  доводить начатое дело до конца.

 

 

 

III блок. Работа с родителями.

Содержание

1.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам удмуртской и русской  культуры»

2.

Круглый стол «Методология использования сказки в развитии этнокультурной компетености»

3.

«Любимые сказки моей семьи» — посиделки с семьями воспитанников

4.

Брифинг «Читаем вместе с детьми»

5.

Наглядная информация «Учите вместе с нами»

6.

Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей «Любимые сказки»

7.

«Театральная мастерская» (изготовление атрибутов и пособий к сказкам)

 

IV блок. Взаимодействие с социальными институтами (ДК «Заря».ДК «Электрон», детская библиотека «Южный», Музей истории Среднего Прикамья)

Название социального института

Мероприятия

1.

Детская библиотека «Южный»

1.Выставка книг с удмуртскими и русскими народными сказками.

2. Викторина по удмуртским и русским народным сказкам «

2.

ДК «Заря»

3.Театрализованные представления по русским и удмуртским   народным сказкам, организация праздников «Гербер», «Масленица»

3.

Музей истории Среднего Прикамья

4. Знакомство с бытом и традициями русского и удмуртского народов»

4.

ДК «Электрон»

Участие в фестивале «Русские картинки»

 

3.Ресурсное обеспечение:

 

  • Авторская программа «Детский сад – начало толерантности», основные разработчики заведующий МБДОУ д/с № 41 Кочурова Е.В., старший воспитатель Комарова Т.Н.
  • Комната национального быта «Бабушкина изба»,
  • музыкальный зал — они активно будут использованы для реализации проекта.

Однако для наиболее успешного и полного его внедрения, для организации творческой деятельности детей будет создано сказочно-игровое пространство «Сказочный мир», включающий в себя несколько универсальных центров в групповом помещении:

Центр народной сказки:

Здесь будут размещены:

  • сказочные образы из русских и удмуртских народных сказок;
  • герои сказок (животные в удмуртских костюмах (лиса, волк, медведь и т.д.);
  • куклы в удмуртских костюмах Анок и ЛопшоПедунь;
  • картины, изображающие эпизоды сказок;

Мини-библиотека:

  • книги с удмуртскими и русскими народными сказками;
  • детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т.д.);
  • комплекты иллюстраций к сказкам;

Этнографический мини-музей:

  • изделия (вышитые, плетенные, глиняные, деревянные);
  • предметы быта, одежда, орудия труда и т.д.

Театрально-игровой центр:

  • костюмы героев сказок для театрализованной деятельности;
  • театр на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр;
  • куклы Би-ба-бо;
  • теневой театр, настольная и напольная ширмы.

 

  1. Мониторинг проекта

Для определения состояния работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования удмуртских и русских  народных сказок разработана трехуровневая система оценки проекта:

  • уровни представлений детей о культуре родного края и об удмуртских и русских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой);
  • эмоциональное отношение детей к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой);
  • уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).

Уровни представлений детей о культуре родного края и об удмуртских и русских народных сказках (модифицированная методика Э.К. Сусловой).

Высокий уровень — характеризуется правильностью и полнотой представлений о родной республике и родном крае. У этих детей имеется представление об удмуртских и русских  народных сказках, они понимают смысл слова «народные» сказки. Дети этого уровня дают полный, правильный, мотивированный ответ.

Средний уровень — характеризуется неполными, поверхностными знаниями о родной республике, о родном городе, об элементах культуры своего народа. Мало знают героев удмуртских и русских  сказок. Дают полный, правильный ответ с незначительными ошибками.

Низкий уровень — представления детей о своей республике, о своем родном городе либо отсутствуют, либо ошибочные. У них нет представлений о народных сказках, не знают ни одного героя  сказкок.

Уровень эмоционального отношения к сказкам, понимание их содержания и смысла (модифицированная методика Т.А. Котляковой)

Высокий уровень — ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения.

Достаточный уровень — ребенок выборочно проявляет интерес, понимает смысл сказки и средства выразительности, но не всегда может их объяснить и дополнить, расширить образ может только с помощью взрослого.

Средний уровень — отличается неустойчивым интересом к сказкам. Понимает их смысл в целом, общую характеристику образа, но пояснить самостоятельно не может, ограничивается описанием внешних признаков. Не может объяснить смысла использования средств языковой выразительности, хотя выделяет и называет некоторые из них.

Низкий уровень — понимает общий смысл сказок, не выделяя средств художественной выразительности. Слушает чаще равнодушно, не может рассказать о произведении фольклора и дать оценку.

Уровни развития театрально-игровых умений и навыков (методика Е.Л. Трусовой).

I уровень

Умеет разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.

II уровень

Умеет передавать интонацией эмоциональное состояние героя. Самостоятельно подбирать выразительные речевые средства при воспроизведении в конкретном отрывке сказки. Выбирать наиболее характерные движения персонажа, передавать присущие ему позы. Активно участвовать в оформлении места действия, создавать декорации и реквизиты совместно с взрослыми. Самостоятельно располагать декорации, с учетом условий, определенных литературным текстам.

III уровень

Умеет произносить простые предложения и отрывки сказочного произведения, моделируя голосом. Передавать имитационные движения различных животных и возрастные изменения в движениях человека. Согласовывать свою речь и действия с партнером по игре. По предложению воспитателя помогать ему и старшим детям раскрашивать и рисовать элементы декорации. Оформлять место действия отдельными атрибутами.

 

IV уровень

Умеет произносить простые предложения и отрывки сказки от лица какого-либо персонажа. Передавать простые движения, основанные на подражании животным, взрослому человеку, детям. Вести диалог от лица сказочного героя.

Средства контроля за достоверностью результатов:

 

Для детей:

 

Для родителей:

 

Для педагогов:

 

  1. Проблемные ситуации
  2. Проблемные вопросы
  3. Фиксация результатов наблюдений за поведением детей их взаимоотношениями
  4. Дидактические игры
  5. Наблюдения
  6. Беседы
  1. Анкетирование
  2. Экспресс-опрос
  3. Беседы
  4. Круглый стол
  5. Беседы

 

1.    Анкетирование

2.    Тестирование

3.    Экспресс-опрос

4.    Самоанализ

5.    Мониторинг

6.    Аттестация ДОУ

7.    Личная аттестация

8.    Смотры-конкурсы

9.    Творческие отчет

 

Условия реализации проекта:

  1. Наличие материальной базы
  2. Наличие обогащенной предметно-развивающей среды
  3. Личностно-ориентированное взаимодействие воспитатель-ребенок
  4. Замотивированность участников педпроцесса (дети-родители-воспитатели)
  5. Организация межведомственного взаимодействия с социальными институтами

 

Таким образом,возможность  познания  окружающего мира   через  знакомство  с удмуртскими сказками обусловлена личными переживаниями ребенка различных ситуаций.  Подобные ситуации должны создаваться на уровне, доступном пониманию детей. Детям даются игровые ситуации:  создать    сказочный мир в групповом театре для постановок  кукольных спектаклей, режиссерских и ролевых  игр,     помочь   кукольному театру  создать декорации для спектакля по удмуртским  народным  сказкам.    

Формирование поликультурной личности дошкольника на основе сказок  соответствует особенностям личностно – ориентированной модели воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, где на равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Сформированная этнокультурная компетентность детей является основой, фундаментом общения субъекта с другой культурой.

 

Предложение по реализации проекта

Проектом могут пользоваться воспитатели дошкольных учреждений

 

Приложение1.

Этапы работы со сказкой.

I этап. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определение образов и символов в сказках.

При подготовке работы со сказкой педагогу важно предварительно изучить “сказочное пространство”, которое показывает картину мира данного народа.

II этап. На этом этапе необходимо познакомить детей с текстом сказки. Одно из главных условий ознакомления со сказкой – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Педагог во время чтения должен сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки перед сном можно в сопровождении музыки или после полдника в полумраке в освещении свечей, при котором создается некая таинственность и волшебность. Дети воспринимают сказку с особым чувством, затаив дыхание.

III этап. Дети входят в освоение содержания сказки, включаясь в различные формы работы (игровые, театральные, изобразительные).

Эта же сказка проигрывается педагогом на фланелеграфе или на магнитной доске при помощи бумажных кукол и на различных видах театра: пальчиковый, настольный, бибабо, перчаточные куклы. Можно организовать игру-драматизацию, инсценировку данной сказки. На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют иллюстрации к сказке. Таким образом, одна сказка пересказывается в различной форме в течение 1,5 — 2 недель. Этот процесс настраивает детей на дальнейшее проигрывание, прослушивание сказки.

IV этап – основной. На этом этапе нужно организовать самостоятельной общение детей с персонажами сказки для уточнения, насколько ребенок запомнил сказку. Идет творческое использование сказки в самостоятельной деятельности (конструктивной, изобразительной, художественно-речевой) Дети с особым чувством подбирают роли, сами как режиссеры ставят сказку, работают над декорацией.

Особенностью данной технологии является сочетание при ознакомлении со сказками различных форм, приемов работы. При представлении сказки используются различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный. Дети и рисуют сказку, делают аппликации. Использование данной технологии дает детям дошкольного возраста без труда запомнить текст сказки, стать участником действий сказки.

Можно использовать разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпичные, вязаные, мягкие игрушки и.т.д.) для изготовления кукол — персонажей сказок и по разному преподнести их образ. Благодаря этому ребенку не преподносится образ – эталон, штамп, что способствует развитию творческого воображения. Результатом такой подачи сказки является возникновение самостоятельных вопросов и рассуждений у ребенка по смысловой нагрузке сказки.

Предложенная технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас, художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию личности (коммуникативному, компетентному, любознательному, творческому).

 

 

Приложение № 2

Перспективный план

организации образовательных ситуаций по введению детей старшего

дошкольного возраста в мир волшебных сказок «Удмурт выжыкыл»

 

№ п/п

Тема образовательной ситуации

месяц

 

Старшая группа

 

1.

Кокоринок

сентябрь

2.

Мышь и воробей

октябрь

3.

Волк и козленок

Ноябрь

4.

Глупый котенок

Декабрь

5.

Кошка и белка

Январь

6.

Красавица береза

Февраль

7.

Лапти –самоходы

Март

8.

Лентяйка

Апрель

9.

Легенды о сотворении мира

Май

 

Подготовительная группа

 

1.

Мифы и легенды удмуртского и русского  народа

сентябрь

2.

Богатырь Кондрат

октябрь

3.

Лудзи — батыр

Ноябрь

4.

Донда батыр

Декабрь

5.

Алчный купец

Январь

6.

Вожо и падчерица

Февраль

7.

Охотник и змея

Март

8.

Сын рыбака и вумурт

Апрель