Соколова Елена Николаевна, воспитатель, Центр «Гармония», г. Новодвинск
Рабочая программа разработана с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы дошкольного образования и
примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
Цель: развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через использование приёмов работы с пластичным материалом.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику через использование приёмов работы с пластичным материалом.
- Стимулировать речевое развитие:
- Расширять и активизировать словарный запас
- Сопровождать активной речью свою деятельность
- Развивать эмоционально – волевую сферу, настойчивость, умение доводить начатое до конца
- Воспитывать усидчивость, терпение, старательность
Актуальность: у детей с ОНР снижен интерес к продуктивным видам деятельности, слабо развита мелкая моторика рук.
У детей с отклонениями в развитии отсутствует стремление к тактильному обследованию предметов, они самостоятельно не овладевают исследовательскими движениями. Наряду с речевыми нарушениями для них характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, нарушение контроля поведения.
Технологическими особенностями лепки из теста, пластилина являются – наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей, склеивание, смазывание; нанесение узоров – всё это является прекрасной возможностью для разработки мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи детей.
Создавая поделки из теста, пластилина, бумаги, ребёнок знакомится с названиями предметов, действий, учится различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
В программе представлены игры на развитие тактильно-двигательного восприятия, в которых создаются особые условия для развития данного вида восприятия.
Предлагаемые в программе виды деятельности способствуют развитию воображения, памяти, внимания, помогают ребёнку успокоиться, он становится более уравновешенным, усидчивым, приучают ребёнка к аккуратной работе за столом.
Предполагаемый результат:
- Овладение навыками работы с тестом
- Количественное увеличение (накопление) словарного запаса
- Умение составлять рассказы о своей работе
- Укрепление мелкой моторики рук
- Формирование устойчивого интереса к продуктивным видам деятельности
Тематический план
- «Осенний натюрморт»
1.Игра «Липкие материалы»
2.Пальчиковая гимнастика №1
3.Лепка овощей из солёного теста
- «Листья танцуют и превращаются в деревья»
1.Игра «Найди пару»
2.Пальчиковая гимнастика №1
3.Знакомство с техникой рельефной лепки. Пластическое преобразование одних форм в другие.
- «В гостях Бумажной королевы»
1.Игра «Пройди по дорожке»
2.Пальчиковая гимнастика №2
3.Закрепление и расширение знаний о бумаге
- «Весёлые портреты»
1.Игра «Коврик»
2.Пальчиковая гимнастика №2
3.Вырезывание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое, оформление причёски обрывной аппликацией.
- «Пуговица волшебницы»
1.Игра «Разложи пуговицы»
2.Пальчиковая гимнастика №3
3.Лепка из солёного разноцветного теста
- «Весёлые человечки»
1.Игра «Магазин обуви»
2.Пальчиковая гимнастика №3
3.Лепка фигуры человека: девочка из конуса, мальчик из цилиндра; передача движений
- «Забавные зверушки»
1.Игра «Что привёз мишутка»
2.Пальчиковая гимнастика №4
3.Изготовление лисы и зайца способом оригами
- «Воробей»
1.Игра «Пройди по дорожке»
2.Пальчиковая гимнастика №4
- Изготовление воробья способом бумажной пластики
- «Сувенир»
1.Игра «Сортировка (макароны)»
2.Пальчиковая гимнастика №5
3.Изготовление сувенира из солёного теста
- «Мы поедем, мы помчимся…»
1.Игра «Закрой окошечки»
2.Пальчиковая гимнастика №5
3.Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов
- «Птицы на ветке»
1.Игра «Мешочки с крупой»
2.Пальчиковая гимнастика №6
3.Изготовление птиц способом оригами
- «Звёздочки танцуют»
1.Игра «Чудесный мешочек»
2.Пальчиковая гимнастика №6
3.Вырезывание звёздочек из красивых фантиков и фольги, освоение прорезного декора
- «Снежный кролик»
1.Игра «тактильные дощечки»
2.Пальчиковая гимнастика №7
3.Лепка кролика из солёного теста
- «Зимние забавы»
1.Игра «Догадайся, что за предмет»
2.Пальчиковая гимнастика №7
3.Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра, надрезание стекой.
- «Дом»
1.Игра «Узнай предмет»
2.Пальчиковая гимнастика №7
3.Изготовление домов способом оригами
- «В мастерской Великого Помора»»
1.Рассказ о мастерской Ломоносова, о мозаичных работах
2.Пальчиковая гимнастика №8
3.Изготовление мозаики из бумаги
- «Фоторамка»
1.Игра «Догадайся, что за предмет»
2.Пальчиковая гимнастика №8
3.Изготовление рамки для фотографии из солёного теста
- «Наши любимые игрушки»
1.Игра «Чудесный мешочек»
2.Пальчиковая гимнастика №8
3.Лепка игрушек разной формы и величины с передачей характерных особенностей
- «Подарки защитникам Отечества»
1.Игра «Лабиринт»
2.Пальчиковая гимнастика №9
3.Изготовление поделок способом оригами
- «Вазочка для мамочки»
1.Игра «Определи на ощупь»
2.Пальчиковая гимнастика №9
3.Украшение бутылочек узором из гороха
- «Праздничный букет»
1.Игра «Пирожки»
2.Пальчиковая гимнастика №9
3.Лепка цветов из солёного теста
- «Собака со щенком»
1.Игра «Тактильные дощечки»
2.Пальчиковая гимнастика №10
3.Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине, составление сюжетной композиции.
- «Говорящая птица»
1.Игра «Тактильные дощечки»
2.Пальчиковая гимнастика №10
3.Изготовление птиц способом оригами
- «Муравьишки в муравейнике»
1.Игра «Лабиринт»
2.Пальчиковая гимнастика №10
3.Лепка из бумажной массы
- «Жаворонки»
1.Игра «Что привёз мишутка?»
2.Пальчиковая гимнастика №11
3.Лепка жаворонков из солёного теста
- «Пернатые, мохнатые, колючие»
1.Игра «Найди ящичек»
2.Пальчиковая гимнастика №11
3.Эксперементирование с пластичными материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (перья, шерсть, колючки, чешуя).
- «Машинки»
1.Игра «Узнай фигуру»
2.Пальчиковая гимнастика №11
3.Изготовление машинок способом оригами
- «Мозаика»
1.Игра «Найди по контуру»
2.Пальчиковая гимнастика №12
3.Изготовление мозаичных работ из бумаги
- «Глиняный Ляп»
1.Игра «Определи на ощупь»
2.Пальчиковая гимнастика №12
3.Освоение связи между пластической формой и способом лепки, создание образа и его быстрая трансформация.
- «Мы на луг ходили, мы лужок лепили»
1.Игра «Предметы на верёвочке»
2.Пальчиковая гимнастика №12
3.Лепка луговых растений и насекомых по выбору детей с передачей характерных особенностей их строения и окраски, придание поделкам устойчивости.
- Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: «План группы» (50%)
- Взаимодействие ДОУ и родителей в системе обучения дошкольников формированию безопасного поведения на улице у детей с ЗПР (50%)
- Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии на 2015 – 2016 г. (50%)
- Консультация на тему: «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками» (50%)
- Обучение старших старших дошкольников в условиях МДОУ комбинированного вида (50%)
- «Организация внеурочной деятельности с учетом ФГОС» (RANDOM - 50%)