Лазаренко Вера Владимировна, учитель – логопед, МБДОУ № 166 «Детский сад комбинированного вида», Кемеровская область, г. Кемерово.
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше чем слова.
Интонация — это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств.
Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
Темп — ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
Ритм — равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
Фразовое ударение — выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
Логическое ударение — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
Тембр речи — звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.
Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка.
- Работа над речевым дыханием
Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция является основой для звучного голоса.
Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов.
Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные ( но ритмические ) фразы, когда речь начинает улучшаться.
- Работа над развитием мелкой моторики (куклы би – ба – бо)
Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядоченности и согласованности речевой моторики способствуют многообразные мелкие движения пальцев рук.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.
Куклы позволяют незаметно исправлять запинки, так как замечание делаются не ребенку, а его кукле.
- Инсценировки
Это способность к перевоплощению, присуща всем людям, а детям в особенности, широко используется в работе с дошкольниками собщем недоразвитием речи. Возможность для перевоплощения представляется в различных играх – драматизациях. В этих играх отрабатываетсянавык правильной выразительной речи и умеренного общения в коллективе.
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актерскому мастерству. Важно создать на занятиях ненапряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи.
Для инсценировки необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают совместно со взрослыми.
Распределяя роли в игре –драматизации, педагог должен учитывать, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период логопедической работы. Важно дать ребёнку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта, обрести веру в себя.
- Логопедическая ритмика
Музыкально – двигательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в соответствии с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка.
Формы музыкально – ритмических упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танца, речевой игры и т.д.
- Произнесение скороговорок с разной интонацией.
Произнесение скороговорок с разным темпом (медленно, быстро) или с разной интонацией (радостно, ласково, весело, требовательно)
Н-р: Жук – жучок,
Желтый бочок,
На лугу не лежи-
Полетай, пожужжи.
- Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями (радость, грусть, безразличие)и интонациями (ласково, требовательно, весело и т.д)
Н – р: Шепчет ласково лисица:
— Пусть зайчишка не боится,
Очень добрая я стала,
Очень редко ем и мало.
Итак. Нами предложено несколько направлений работы с дошкольниками с общем недоразвитием речи по развитию у них выразительности речи. Важно, что все они осуществляются в игровой форме, а игра, как известно, является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. — 192 с. (Коррекционная педагогика)
- Шевцова Е.Е., Л.В. Забродина Технология формирования интонационной стороны речи: учебное пособие.- Издательство «Астрель», 2009. – 224с.
- Логопед № 3 2013 г .
- Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки» (50%)
- «Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль» (50%)
- Конспект занятия: "Звук [Л]" (50%)
- Советы логопеда для родителей по теме : «Домик звуков» вашего ребенка» (50%)
- Конспект итогового занятия в старшей группе для детей 6-го года жизни по теме: «В гостях у Совы — Говорушки» (50%)
- Маму поздравляем - речь и руки развиваем (RANDOM - 50%)