Конспект НОД игра путешествие в старшей группе «Путешествие в прошлое иголки»

 

 

Конспект игры-путешествия

в старшей группе МБДОУ д/с №41

Воспитатель: Филиппова О.В.

г. Сарапул

 

Цель:  1. Дать детям представление об истории иглы; познакомить с

процессом её преобразования  человеком.

  1. Объяснить детям необходимость создания человеком бытовых

предметов для  обеспечения жизнедеятельности.

  1. Помочь установить связь между назначением и строением,

назначением и  материалом.

  1. Показать, что полезность вещи зависит от её качества; вызвать

интерес к предметам  рукотворного мира прошлого.

 

Оборудование: Игла, ткань, деревянная игла, ручная мини швейная

машинка, бумага, цветные и простой карандаши.

 

Ход игры — путешествия:

Ребята, отгадайте загадку: «Весь мир одевает, а сама нагишом?»(ответы детей)

Правильно, это игла. /слайд № 3/

Давным-давно жили древние люди. Они жили там, где всегда было тепло, поэтому одежда им была не нужна. /слайд № 4/

Но вот люди стали селится в других землях Европы и Азии, где было холоднее.

/слайд № 5/

И пришлось им шить себе одежду из шкур зверей. Чем же они шили?(Ответы детей)

Заострённым камнем человек проделывал дырки и сшивал сухожилием животных. Как вы думаете, это легко? (Ответы детей).

Конечно, это очень сложно.

Когда люди научились ткать, одежду стали делать из льняных и шерстяных тканей. Иголки уже делали из дерева, из костей рыб и животных /слайд № 6/.

Люди начали осколками кремня (очень твёрдого камня) высверливать в костях ушки, и получились иглы. /слайд № 7/

Как вы думаете, это было удобно? (ответы детей).

Да, ребята, эти иглы были непрочные и неудобные. Они часто ломались. И человек изобрёл металлическую иголку с ушком/слайд № 8/

 Для чего у иголки ушко? (ответы детей). Правильно, чтобы вставлять нитку. А вы хотите попробовать шить?        (ответы детей)

У меня есть небольшая швейная мастерская, в неё то мы сейчас и отправимся.

/слайд № 8/

(Дети пробуют проколоть ткань иголкой с ушком и деревянной).

Обратите внимание на кончик иглы. Он очень острый!Когда люди шили одежду, они очень часто кололи себе пальцы. Это было очень больно, поэтому придумали специальный колпачок, который защищал пальцы от тонкой и острой иглы. Так появился напёрсток! Сначала его делали из золота, чтобы лучше было видно иголку, и украшали узорами, потом из серебра. /слайд № 9, 10  /

Но не на всех иголках ушко на тупом конце. У иголки на швейной машине — на остром конце. Чтобы облегчить труд портных, люди придумали швейные машинки.

Сначала они были ручные/слайд № 11, 12/, но со временем появились машинки, которые управлялись ногами/слайд № 13/.

Обе руки могли держать и передвигать ткань. Но и это ещё не всё.

Существуют маленькие ручные машинки, которые можно взять с собой в дорогу.(показываю мини-машинку).

А вот эта швейная машинка — компьютерная. Она может не только шить одежду, но и вышивать на ней различные узоры  /слайд № 14/.

 

Давайте мы с вами вспомним, каким иголками люди раньше шили и чем ещё пользовались. Я вам загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

  • Я с ушком, а в ушке том нитка,

           Я остра и тонка.

           Вы ответьте, из чего же

          Сначала делали меня?

(Иголка с ушком, раньше её делали из дерева, кости, осколков кремния)

 

  • Я очень важен, хоть и мал,

           А почему, ответьте сами,

           Зачем портняжка делать стал

           Меня из золота и стали?

(Напёрсток, он нужен для того, чтобы пальцы не уколоть)

 

  • Почему я жёлтый, в чём же здесь секрет,

           Вы найдите верный на вопрос ответ.

(Напёрсток, жёлтым его делали, чтобы иголку было видно).

 

          Вот видите, ребята, как люди придумывают и делают разные полезные вещи, чтобы облегчить свой труд и труд других людей.