Конспект игры-путешествия
в старшей группе МБДОУ д/с №41
Воспитатель: Филиппова О.В.
г. Сарапул
Цель: 1. Дать детям представление об истории иглы; познакомить с
процессом её преобразования человеком.
- Объяснить детям необходимость создания человеком бытовых
предметов для обеспечения жизнедеятельности.
- Помочь установить связь между назначением и строением,
назначением и материалом.
- Показать, что полезность вещи зависит от её качества; вызвать
интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Оборудование: Игла, ткань, деревянная игла, ручная мини швейная
машинка, бумага, цветные и простой карандаши.
Ход игры — путешествия:
Ребята, отгадайте загадку: «Весь мир одевает, а сама нагишом?»(ответы детей)
Правильно, это игла. /слайд № 3/
Давным-давно жили древние люди. Они жили там, где всегда было тепло, поэтому одежда им была не нужна. /слайд № 4/
Но вот люди стали селится в других землях Европы и Азии, где было холоднее.
/слайд № 5/
И пришлось им шить себе одежду из шкур зверей. Чем же они шили?(Ответы детей)
Заострённым камнем человек проделывал дырки и сшивал сухожилием животных. Как вы думаете, это легко? (Ответы детей).
Конечно, это очень сложно.
Когда люди научились ткать, одежду стали делать из льняных и шерстяных тканей. Иголки уже делали из дерева, из костей рыб и животных /слайд № 6/.
Люди начали осколками кремня (очень твёрдого камня) высверливать в костях ушки, и получились иглы. /слайд № 7/
Как вы думаете, это было удобно? (ответы детей).
Да, ребята, эти иглы были непрочные и неудобные. Они часто ломались. И человек изобрёл металлическую иголку с ушком/слайд № 8/
Для чего у иголки ушко? (ответы детей). Правильно, чтобы вставлять нитку. А вы хотите попробовать шить? (ответы детей)
У меня есть небольшая швейная мастерская, в неё то мы сейчас и отправимся.
/слайд № 8/
(Дети пробуют проколоть ткань иголкой с ушком и деревянной).
Обратите внимание на кончик иглы. Он очень острый!Когда люди шили одежду, они очень часто кололи себе пальцы. Это было очень больно, поэтому придумали специальный колпачок, который защищал пальцы от тонкой и острой иглы. Так появился напёрсток! Сначала его делали из золота, чтобы лучше было видно иголку, и украшали узорами, потом из серебра. /слайд № 9, 10 /
Но не на всех иголках ушко на тупом конце. У иголки на швейной машине — на остром конце. Чтобы облегчить труд портных, люди придумали швейные машинки.
Сначала они были ручные/слайд № 11, 12/, но со временем появились машинки, которые управлялись ногами/слайд № 13/.
Обе руки могли держать и передвигать ткань. Но и это ещё не всё.
Существуют маленькие ручные машинки, которые можно взять с собой в дорогу.(показываю мини-машинку).
А вот эта швейная машинка — компьютерная. Она может не только шить одежду, но и вышивать на ней различные узоры /слайд № 14/.
Давайте мы с вами вспомним, каким иголками люди раньше шили и чем ещё пользовались. Я вам загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.
- Я с ушком, а в ушке том нитка,
Я остра и тонка.
Вы ответьте, из чего же
Сначала делали меня?
(Иголка с ушком, раньше её делали из дерева, кости, осколков кремния)
- Я очень важен, хоть и мал,
А почему, ответьте сами,
Зачем портняжка делать стал
Меня из золота и стали?
(Напёрсток, он нужен для того, чтобы пальцы не уколоть)
- Почему я жёлтый, в чём же здесь секрет,
Вы найдите верный на вопрос ответ.
(Напёрсток, жёлтым его делали, чтобы иголку было видно).
Вот видите, ребята, как люди придумывают и делают разные полезные вещи, чтобы облегчить свой труд и труд других людей.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Проект «Елочка, елочка, а на ней иголочки…» (RANDOM - 50%)