Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.
Идея гуманизации образовательного процесса всегда была главным направлением в развитии педагогической мысли. На данном этапе гуманизации образования требуется создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и дарований учеников с целью их дальнейшего самоопределения.
Проблема гуманизации образования — одна из важнейших на сегодняшний день. Она ставит своей целью осуществить высшую мечту педагога — дать учащимся целостное представление о мире, научить философски осмысливать окружающую жизнь, развить в них чувство прекрасного.
Гуманистическая среда вокруг ребенка предполагает осознание им ряда общественных ценностей, чувства защищенности и безопасности, создание условий для его самореализации, самоудовлетворения, самопроявления.
Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации. В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей. Одну из причин этого мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации. Наблюдается ситуация, в которой при равных интеллектуальных возможностях дети демонстрируют разные показатели качества обученности. Я считаю, что это во многом зависит от отношения родителей к будущему ребенка, так как оно оказывает сильное влияние на формирование его мотивов.
Целенаправленная систематическая воспитательная работа способствует формированию положительной, устойчивой, внутренней значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников.
В современной педагогике действуют разные образовательные программы, в центре которых стоит ученик как субъект.
В истории педагогики почти всегда гуманистический воспитательный образовательный процесс ориентировался на личность. При этом отмечались и отмечаются три наиболее важные проблемы гуманистического образования:
- Необходимо обеспечить возможность самопроявления для человека любой национальности.
- Обучить человека умениям творческой и гражданской самореализации, самовыражения в границах конкретной культуры и исторической общности человека.
- Обеспечить условия для диалога с другими культурами, чтобы человек мог приобщаться к современной цивилизации.
Гуманистическое образование дает обществу личность, которая гармонична и с обществом, и с окружающим миром, и сама с собой.
Во время гуманистического образовательного процесса главным становится осознание того, что мы имеем дело с живым индивидуумом, который в своем роде единичный, редкий, исключительный, и мы не имеем права запрещать ему быть похожим на себя или копировать кого-то другого только из-за того, что тот (другой) нам нравится. Речь должна идти о гуманизации всех предметов, изучаемых в начальных классах.
Гуманизация обучения требует строить изучение учебного материала на деятельностной основе, т.е. делать в нем главный акцент не столько на «основах науки», сколько на организации взаимодействия растущего и развивающегося человека с самим собой и всем тем, что его окружает. В связи с этим учитель должен организовать работу учащихся в школе, исходя из следующих гуманистических принципов:
1) ребенок учится только через действие;
- ребенок имеет свои индивидуальные возможности и особенности в учебной деятельности;
- ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
- ребенок учится от другого ребенка, так же как и от учителя на уроке;
Ребенок успешен в учении, когда в нем присутствует рефлексивный компонент; когда ему хорошо, когда он самореализуется; когда его поддерживают и вдохновляют; когда учитель является свободной личностью; когда родители ребенка опосредованно или непосредственно активно задействованы в его учении.
Если в детские годы для ребенка будут обеспечены условия для самопознания, самореализации и саморазвития, то возможно сформировать счастливого человека, который способен осчастливить свою среду и общество. Но важно ребенка привести к убеждению, что никто не будет воспитывать его счастливым так, как он сам себя. В таком случае каждый ребенок полностью выявит свои истинные возможности, найдет свое призвание и реализует свои стремления. Главное условие этого процесса — убежденность в силе ребенка.
Оценивать ребенка означает доверять ему, видеть в нем только ему свойственное, особенное, уникальное и никогда его не сравнивать с другими, учить не отчаиваться, что он не похож на других. В результате этого ребенок в своих отношениях сам себя примет как ценность и станет деловым и уверенным.
Несомненно, чтобы ребенок принимал себя таковым, вокруг него нужно образовать доброжелательную, терпеливую атмосферу, в которой формируются необходимые и важные для существования в современном обществе навыки сотрудничества. В процессе детского сотрудничества у учащихся формируются такие качества, как доброжелательность, взаимопомощь, добросердечность и др. Для осуществления полноценного творческого детского сотрудничества нужны благоприятные условия.
Главная задача учителя начальных классов в современных условиях — быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребенком чем-либо высшим, а каждую минуту переживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними.
Душевные богатства учащихся начальных классов множатся через душевное богатство учителя, так как дети данной возрастной группы во всем стремятся подражать и копировать своего педагога. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляются в личности младшего школьника через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь. Отсюда особая роль, которая отводится учителю начальной школы, и особая ответственность перед детьми и государством.
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Открытый урок математики на тему: «Решение задач на движение» (50%)
- Внеклассное занятие по теме: «Весёлый час математики» (1 класс) (RANDOM - 50%)