Заварина Наталья Сергеевна, учитель- дефектолог, Ярославская область
Проблема обучения чтению очень актуальна, что вызвано ее большой практической значимостью. Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в условиях МДОУ, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации ее выпускников. Большое значение приобретает вопрос организации совместной коррекционной работы учителя- дефектолога и учителя – логопеда. По формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте детей с нарушениями в развитии, обеспечении единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться максимальной коррекционной направленности образовательно – воспитательного процесса.
Чтобы более рационально организовать коррекционную работу учителя – дефектолога и учителя – логопеда, обеспечить единство требований при формировании фонематической стороны речи и обучении грамоте воспитанников, возникла необходимость в разграничении функциональные обязанностей специалистов, а также составлении координационного плана взаимодействия по данному направлению. Что касается распределения функциональных обязанностей специалистов по данному направлению, формирование фонетической стороны речи осуществлял учитель — дефектолог, обучение элементарной грамоте — учитель – логопед.
Непосредственно образовательная деятельность: взаимодействие дефектолога и логопеда.
Учитель-дефектолог | Учитель-логопед | |
1 | 2 | |
Сентябрь | ||
1-я-3-я недели | ||
диагностика | ||
4-я неделя | ||
Развивать общее внимание и понимание речи. Выкладывание из мелкой мозаики узоров по словесной инструкции. Развитие слухового внимания и восприятия | Формирование фонематической стороны речи по лексической теме. Обучение грамоте по лексической теме навыки звукового анализа и синтеза. | |
октябрь | ||
Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. Понятие о звуке. Навыки звукового анализа и синтеза. | Обучение элементарной грамоте по теме. Формирование понятия «слог — часть слова». Ознакомление с буквами. Выделение начального ударного гласного звука в словах. | |
Ноябрь | ||
Развитие слуховой памяти, внимания по лексической теме. Местонахождение звука в конце слова. Развитие графических навыков | Анализ звуковых сочетаний типа АМ, УМ. Деление слов на слоги. Сравнительная характеристика. | |
Декабрь | ||
Развитие пространственной ориентировки по теме. Развитие графических навыков. | Определение места звука в конце слова. Анализ звуковых сочетаний типа АН, ИН, АМ. Деление слов на слоги. Ознакомление со звуками. Понятие «согласный глухой звук» | |
Январь | ||
Составление описательного рассказа по теме. Сравнительная характеристика звуков | Формирование элементарной грамоте. Анализ звуковых сочетаний. | |
1 | 2 | |
Февраль | ||
Ознакомление со звуками. Звуковой анализ слова | Развитие звукобуквенного анализа. | |
март | ||
Развитие мелкой моторики: штриховка составление описательного рассказа. | Формирование фонематической стороны речи и использованием лексической тем. Ознакомление со звуками. Формирование элементарной грамоты. | |
апрель | ||
Развитие слухового внимания, памяти. | Навыки звукового анализа и синтеза. Ознакомление со звуками. | |
Май | ||
Навыки звукового анализа и синтеза. | Ознакомление с буквами. Запись букв графически. | |
- Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: «План группы» (50%)
- Взаимодействие ДОУ и родителей в системе обучения дошкольников формированию безопасного поведения на улице у детей с ЗПР (50%)
- Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии на 2015 – 2016 г. (50%)
- Консультация на тему: «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками» (50%)
- Индивидуальное занятие в подготовительной группе. Тема: «Космос» (50%)
- «Автоматизация звука [р'] в словах» (RANDOM - 50%)