Обучение старших старших дошкольников в условиях МДОУ комбинированного вида

Заварина Наталья Сергеевна, учитель- дефектолог, Ярославская область

 

Проблема обучения чтению очень актуальна, что вызвано ее большой практической значимостью. Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в условиях МДОУ, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации ее выпускников. Большое значение приобретает вопрос организации совместной коррекционной работы учителя- дефектолога и учителя – логопеда. По формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте детей с нарушениями в развитии, обеспечении единства требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно  добиться максимальной коррекционной направленности образовательно – воспитательного процесса.

Чтобы более рационально организовать коррекционную работу учителя – дефектолога и учителя – логопеда, обеспечить единство требований при формировании фонематической стороны речи и обучении грамоте воспитанников, возникла необходимость в  разграничении функциональные обязанностей специалистов, а также составлении координационного плана взаимодействия по данному направлению. Что касается распределения функциональных обязанностей специалистов по данному направлению, формирование фонетической стороны речи осуществлял учитель — дефектолог, обучение элементарной грамоте  — учитель – логопед.

Непосредственно образовательная деятельность: взаимодействие дефектолога и логопеда.

Учитель-дефектолог Учитель-логопед
1 2
Сентябрь
1-я-3-я недели
диагностика
4-я неделя
Развивать общее внимание и понимание речи. Выкладывание из мелкой мозаики узоров по словесной инструкции. Развитие слухового внимания и восприятия Формирование фонематической стороны речи по лексической теме. Обучение грамоте по лексической теме навыки звукового анализа и синтеза.
октябрь
Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. Понятие о звуке. Навыки звукового анализа и синтеза. Обучение элементарной грамоте по теме. Формирование понятия «слог — часть слова». Ознакомление с буквами.   Выделение начального ударного гласного звука в словах.
Ноябрь
Развитие слуховой памяти, внимания по лексической теме. Местонахождение звука в конце слова.  Развитие графических навыков Анализ звуковых сочетаний типа АМ, УМ. Деление слов на слоги. Сравнительная характеристика.
Декабрь
Развитие пространственной ориентировки по теме. Развитие графических навыков. Определение места звука в конце слова. Анализ звуковых сочетаний типа АН, ИН, АМ. Деление слов на слоги. Ознакомление со звуками. Понятие «согласный глухой звук»
Январь
Составление описательного рассказа по теме. Сравнительная характеристика звуков Формирование элементарной грамоте. Анализ звуковых сочетаний.
1 2
Февраль
Ознакомление со звуками. Звуковой анализ слова Развитие звукобуквенного анализа.
март
Развитие мелкой моторики: штриховка составление описательного рассказа. Формирование фонематической стороны речи и использованием лексической тем. Ознакомление со звуками. Формирование элементарной грамоты.
апрель
Развитие слухового внимания, памяти. Навыки звукового анализа и синтеза. Ознакомление со звуками.
Май
Навыки звукового анализа и синтеза. Ознакомление с буквами. Запись букв графически.