Ожога Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУСОШ №2 с.Чугуевка
Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти. Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома. Необходимость таблиц обусловлена тем, что:во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.
ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу лужи, шина, чай,
Сочетания чк, чн роща, щука, чужой
ночка, ручной
Большая буква в именах собственных Москва, Волга,
Саша, Дружок
Мягкий знак – показатель мягкости согласных гусь, пальма
Разделительный Ь мягкий знак вьюга, ручьи
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ночь – ж.р.
имен существительных женского рода луч – м.р.
Разделительный Ъ твердый знак въезд, объяснение
Двойные согласные класс, ванна, Алла
Непроверяемые безударные гласные заяц ,берёза ,пенал
Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я вода – воды
Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з дуб – дубы
п ф к т ш с ложка — ложечка
Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) солнце — солнышко
Правописание приставок и предлогов зашёл за другом
слез с дерева
НЕ с глаголами не спеши
Безударные гласные в окончаниях существительных по дорожке
Безударные гласные в окончаниях прилагательных в зимнем лесу
Безударные гласные в окончаниях глаголов лает, смотрит
Правописание –тся, -ться в глаголах мыться, моется
- Найди в слове «опасное место»
- Определи орфограмму
- Вспомни правило, проверь написание слова
- Запиши слово правильно
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО? СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ? |
СОСТАВ СЛОВА
3ПРИСТАВКА
образует новые слова |
2 КОРЕНЬ
главная часть слова |
4 СУФФИКС образует новые слова | 1 ОКОНЧАНИЕ
служит для связи слов в предложении |
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ | ПРЕДЛОГ |
название предмета
КТО? ЧТО? кошка, стол
|
признак предмета
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? большой, синяя |
действие предмета
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? решать, списать |
служит для
связи слов за, на, над от, по, об, со, про, под, с, у, из, в и др. |
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЖЕНСКИЙ РОД ОНА МОЯ девочка, земля
|
МУЖСКОЙ РОД
ОН МОЙ мальчик, автобус |
СРЕДНИЙ РОД
ОНО МОЁ яблоко, озеро |
РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ
ЧИСЛО |
||
МУЖСКОЙ РОД | ЖЕНСКИЙ РОД | СРЕДНИЙ РОД
|
|
какой?
-ой, -ый, -ий Золотой, алый, синий |
какая?
-ая, -яя Золотая, алая, синяя |
какое?
-ое, -ее Золотое, алое, синее |
какие?
-ие, -ые Золотые, алые, синие |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест.
Подлежащее |
кто? что? | ______________ |
гл.
Сказуемое |
что делает? что сделает? | ______________
|
прил.
Определение |
какой? чей? и другие |
|
сущ., мест.
Дополнение |
вопросы косвенных падежей | _ _ _ _ _ _
|
сущ., наречие
Обстоятельство |
места – где? куда? откуда?
времени — когда? образа действия – как? |
_ . __ . __ . __
|
ПАДЕЖИ
Именительный | это кто? что? | предлогов не бывает |
Родительный | нет кого? чего? | без, у, от, до, с, из, около |
Дательный | дать кому? чему? | к, по |
Винительный | вижу кого? что? | на, в, во, за, про, под |
Творительный | доволен кем? чем? | с, за, под, перед, над |
Предложный | говорить о ком? о чём? | о, об, в, на, при |
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п.
Д.п. П.п. |
— И
— Е — Е |
—
— — Е |
-И
-И -И |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
I спряжение | II спряжение | ||
Глаголы-исключения: брить, стелить
— ать ! — ять лаять — еть ! блеять — оть сеять -уть веять — ыть таять надеяться кашлять |
— ить
Глаголы — исключения: 4 гл. – ать: слышать, дышать, держать, гнать; 7 гл. – еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
|
||
ед.ч. мн. ч. | ед.ч. мн. ч. | ||
1л.
2л. 3л. |
– у, -ю — ем
– ешь — ете – ет — ют, -ут |
1л.
2л. 3л. |
– у, -ю — им
– ишь — ите – ит — ат, -ят |
ВИДЫ РАЗБОРОВ
1 – фонетический разбор
- Выдели слоги.
- Покажи место ударения.
- Дай характеристику всем звукам по порядку.
- Подсчитай количество звуков и букв.
2 – морфемный разбор (разбор по составу)
- Определи слово как часть речи.
- Найди окончание и определи его значение.
- Укажи основу слова.
- Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
- Выдели приставки и суффиксы (если они есть).
3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи.
2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. |
1. Часть речи
2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы). Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. |
1. Часть речи
2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. |
4 – синтаксический разбор предложения
- Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
- Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
- В скобках запиши характеристику данного предложения:
По цели высказывания:
|
повествовательное
побудительное вопросительное |
По интонации: | восклицательное– невосклицательное |
По наличию главных членов:
|
простое, сложное односоставное, двусоставное |
По наличию второстепенных членов: | распространенное — нераспространенное |
Осложненное или неосложненное: | однородные члены, обращение |
- «Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса» (50%)
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Урок по теме: «Звуки и буквы» (RANDOM - 50%)