Дедова Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУЦРР №28 «Огонёк», г.Бердск.
Актуальность
Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки.
Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы о Косте Пробочкине Иосифа Ольшанского, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей.
Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи.
Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей.
Цель:
Расширение и обогащение представлений детей об истории предметов обихода, вещей.
Задачи:
Обучающие
- Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
- Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.
Развивающие
- Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
- Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;
- Вовлекать родителей в образовательную деятельность;
- Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
- Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).
Ожидаемые результаты:
— дети совместно с родителями проведут исследование о том, как выглядела и какими характеристиками обладала интересующая их вещь, предмет в прошлом;
— дети самостоятельно расскажут о том, что им удалось выяснить в ходе исследования;
— расширятся представления детей о жизни наших предков, появится интерес к историческому прошлому.
Предполагаемый продукт:
Совместные рисунки детей и их родителей, изображающие вещи, предметы обихода в прошлом.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- использование методики 3-х вопросов для формулировки целей и задач проекта;
- формулировка цели и задач;
- составление плана проекта;
- подбор художественной литературы;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- организация развивающей среды в группе.
- Основной этап
- беседы с детьми:
- о жилище людей в древние времена;
- об одежде людей в древние времена;
- об использовании огня для приготовления пищи;
- о способах передачи информации в прошлом;
- о домашней работе в прошлом и бытовых электроприборах;
- о способах передвижения;
- о первых куклах;
- о первых лодках;
- о первых книгах.
- дидактические игры «Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;
- чтение и обсуждение народных сказок «Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Крошечка –Хаврошечка»;
- рассматривание иллюстраций «Жилище», «Электрический ток. Бытовые приборы», «Куклы наших предков», «Гужевой транспорт», «Средства связи», «Часы», «Лодка», «Книга», «Одежда и обувь»;
- экскурсия в краеведческий музей г.Бердска;
- коллективная работа, макет «Жизнь первобытных людей»;
- рисование «Русский костюм», «Изба»;
- лепка «Самовар»;
- аппликация «Свеча»;
- изготовление традиционных тряпичных кукол;
- консультирование родителей по выполнению совместного с детьми исследования «Путешествие в прошлое вещей».
- Заключительный этап
- Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей»;
- Оформление выставок из детских поделок, рисунков.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Проект «Воспитание сказкой» (RANDOM - 50%)