Педагогический проект «Путешествие в прошлое вещей»

Дедова Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУЦРР №28 «Огонёк», г.Бердск.

Актуальность

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них  прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.  Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки.

Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы о Косте Пробочкине Иосифа Ольшанского, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей.

Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К.И.Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов.  Далее последовали вопросы о том, какими  были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили  и другие предметы обихода, вещи.

Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей.

Цель:

Расширение и  обогащение представлений детей об истории предметов обихода, вещей.

Задачи:

Обучающие

  1. Узнать, как выглядели и  использовались обычные вещи в прошлом;
  2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

Развивающие

  1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;
  2. Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;
  3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;
  4. Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.

Воспитательные

  1. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;
  2. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).

Ожидаемые результаты:

— дети совместно с родителями  проведут  исследование о том, как выглядела и какими характеристиками обладала интересующая их вещь, предмет в прошлом;

— дети самостоятельно расскажут о том, что им удалось выяснить в ходе исследования;

— расширятся представления детей о жизни наших предков, появится интерес к историческому прошлому.

Предполагаемый продукт:

Совместные рисунки детей и их родителей, изображающие вещи, предметы обихода в прошлом.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап
  • использование методики 3-х вопросов для формулировки целей и задач проекта;

 

  • формулировка цели и задач;
  • составление плана проекта;
  • подбор художественной литературы;
  • подбор наглядно-дидактического материала;
  • организация развивающей среды в группе.
  1. Основной этап
  • беседы с детьми:
  • о жилище людей в древние времена;
  • об одежде людей в древние времена;
  • об использовании огня для приготовления пищи;
  • о способах передачи информации в прошлом;
  • о домашней работе в прошлом и бытовых электроприборах;
  • о способах передвижения;
  • о первых куклах;
  • о первых лодках;
  • о первых книгах.
  • дидактические игры «Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;
  • чтение и обсуждение народных сказок «Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Крошечка –Хаврошечка»;
  • рассматривание иллюстраций «Жилище», «Электрический ток. Бытовые приборы», «Куклы наших предков», «Гужевой транспорт», «Средства связи», «Часы», «Лодка», «Книга», «Одежда и обувь»;
  • экскурсия в краеведческий музей г.Бердска;
  • коллективная работа, макет «Жизнь первобытных людей»;
  • рисование «Русский костюм», «Изба»;
  • лепка «Самовар»;
  • аппликация «Свеча»;
  • изготовление традиционных тряпичных кукол;
  • консультирование родителей по выполнению совместного с детьми исследования «Путешествие в прошлое вещей».
  1. Заключительный этап
  • Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей»;
  • Оформление выставок из детских поделок, рисунков.