Ноцык Алёна Николаевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №35 комбинированного вида» г. Алапаевска.
Актуальность проекта:
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Цель проекта:
Формирование первичных ценностных представлений о России у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
— познакомить с географической картой, дать детям знания о богатствах России;
— формировать представления о России как о родной стране;
— уточнить представления детей о современной государственной символике России;
— воспитывать любовь к своей стране, чувство патриотизма и гордости за Родину.
— прививать познавательный интерес к истории своей Родины.
Субъекты образовательного сообщества: дети старшей группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи, воспитатель, родители.
Планируемые результаты:
Для детей:
- сформированность начальных представлений о России: умение детей показывать границы России на карте и глобусе, умение называть и узнавать государственные символы России.
Для родителей:
- повышение педагогической компетентности родителей по нравственно -патриотическому воспитанию, установление с ними партнёрских отношений, оформление выставки работ «Русская красавица – берёзка», фотовыставки «Природа России».
I.Подготовительный этап
- Подбор художественной литературы на патриотические темы, песен и стихов для разучивания;
- Подбор иллюстративного материала (изображения символики России, природы России);
- Просмотр презентации для детей «Моя Родина – Россия»;
- Составление перспективного плана мероприятий.
- II. Основной этап
- Непосредственно – образовательная деятельность « Моя Родина – Россия»;
- Игровая деятельность: дидактические игры «Собери флаг», «Узнай герб»;
- Продуктивная деятельность: рисование «Красная площадь»,
конструирование из бумаги «Берёзовая роща»;
- Фотовыставка «Природа России»;
- Оформление уголка «Моя Родина — Россия».
Конспект НОД «Моя Родина – Россия»
для детей старшего дошкольного возраста.
— Ребята, я предлагаю вам послушать песню и догадаться, о чём мы сегодня будем говорить (просмотр видеоролика «Моя Россия»).
— О чём эта песня? (О Родине).
— Вы уже знаете, что у каждого человека есть малая и большая Родина.
Малая Родина у каждого человека своя. Это то место, где человек родился, вырос, где живёт. Это наш дом и всё, что нас окружает. А какая у нас малая Родина, вы знаете?
(город Алапаевск).
— А что значит большая Родина? (Это наша страна).
Как называется наша страна?
Россия — самая большая страна в мире, Россия — наша Родина.
Кто покажет на глобусе территорию России?
( Показ границы).
Ребёнок читает стихотворение:
Как велика моя земля!
Как широки её просторы
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна —
В другом снега и вьюга!
— Посмотрите фотографии на нашей выставке. Всё что вы видите — это наша бескрайняя страна Россия. Вы здесь видите и горы, и леса и берёзовые рощи, и реки, и озёра.
— В каждой стране есть столица, главный город. А кто знает, как называется столица России?
— У каждой страны есть отличительные знаки — государственные символы: флаг, герб и гимн. Есть они и у России.
— В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга, двух одинаковых вы никогда не найдёте.
Какой же флаг у России?
Давайте мы с вами поиграем в игру «Собери флаг России».
(на столе разложены полоски одинакового размера, но разных цветов (более 7 цветов)).
Давайте посмотрим, правильно ли вы собрали флаг России.
Внести Флаг России.
— Расскажите, какой флаг у России.
Правильно,у России флаг трехцветный. Три полосы — белая, синяя и красная.
— Что вам напоминает белый цвет? (Берёзы, снег, облака, ромашку…)
Белый цвет — это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает.
— А что вам напоминает синий цвет? (Небо, реки, озёра, моря…)
Синий цвет — это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
— А что вам напоминает красный цвет? (Солнце, огонь…)
Красный цвет — цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину.
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет.
— Второй государственный символ — Герб России.
Игра «Найди герб России».
(на столе 5 гербов разных стран, из них нужно выбрать герб России)
— Как вы узнали герб России? (На красном щите изображён золотой двуглавый орёл). Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.
— У России есть песня, прославляющая могущество и величие нашей страны.
— Кто знает, как она называется?
Когда звучит гимн нужно встать и не разговаривать.
Сейчас мы прослушаем отрывок из гимна. Звучит гимн.
— Что мы с вами сейчас слушали?
— Что прославляется в гимне?
— Какой по характеру гимн?
— Как вы понимаете, что такое держава?
— И как вы понимаете священная?
Такая музыка рождает гордость за свою страну. Гимн объединяет всех людей нашей страны — тех, кто любит свою Родину и гордится ею.
Итог: О чём мы сегодня говорили? Сейчас я проверю, что вы запомнили.
Как называется наша страна? Какая она?
Как называется столица России?
Какие символы России вы знаете?
Ребята, а кто знает, какое дерево является символом России?
Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка.
На Руси сравнивали красавицу — берёзу с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.
О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Ребёнок читает стихотворение:
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
Я предлагаю вам послушать песню «Во поле берёза стояла» и ещё раз полюбоваться берёзками на нашей выставке (рассматривание выставки детских работ «Русская красавица – берёзка», слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла»)
Ребята, мы с вами живём в России, значит кто мы?Мы – россияне!! Так давайте любить свою Родину, гордиться ей и узнавать о ней всё больше.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Путешествие в страну Выжыкыл «Богатырь Кондрат» (RANDOM - 50%)