Информационный проект «Я люблю Россию» для детей старшего дошкольного возраста

Ноцык Алёна Николаевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад №35 комбинированного вида» г. Алапаевска.

 

Актуальность проекта:

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС (федеральным государственным стандартам начального образования) актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Полезные советы и рекомендации психологов, описанные во многих книгах, говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры, которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.  

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

 

Цель проекта:

Формирование  первичных ценностных представлений о России у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи проекта:

— познакомить с географической картой, дать детям знания о богатствах России;

— формировать представления о России как о родной стране;

— уточнить представления детей о современной государственной символике России;

— воспитывать любовь к своей стране, чувство патриотизма и гордости за Родину.

— прививать познавательный интерес к истории своей Родины.

 

Субъекты образовательного сообщества: дети старшей группы  компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи, воспитатель, родители.

 

Планируемые  результаты:

Для детей:

  • сформированность начальных представлений о России: умение детей показывать границы России на карте и глобусе, умение называть и узнавать государственные символы России.

Для родителей:

  • повышение педагогической компетентности родителей по нравственно -патриотическому воспитанию, установление с ними партнёрских отношений, оформление выставки работ «Русская красавица – берёзка», фотовыставки «Природа России».

 

I.Подготовительный этап

  • Подбор художественной литературы на патриотические  темы, песен и стихов для разучивания;
  • Подбор иллюстративного материала (изображения символики России, природы России);
  • Просмотр презентации для детей «Моя Родина – Россия»;
  • Составление перспективного плана мероприятий.
  1. II. Основной этап
  • Непосредственно – образовательная деятельность « Моя Родина – Россия»;
  • Игровая деятельность: дидактические игры «Собери флаг», «Узнай герб»;
  • Продуктивная деятельность: рисование «Красная площадь»,

конструирование из бумаги «Берёзовая роща»;

  • Фотовыставка «Природа России»;
  • Оформление уголка «Моя Родина — Россия».

 

Конспект НОД «Моя Родина – Россия»

для детей старшего дошкольного возраста.

— Ребята, я предлагаю вам послушать песню и догадаться, о чём мы сегодня будем говорить (просмотр видеоролика «Моя Россия»).

— О чём эта песня? (О Родине). 
— Вы уже знаете, что у каждого человека есть малая и большая Родина.

 Малая Родина у каждого человека своя. Это то место, где человек родился, вырос, где живёт. Это наш дом и всё, что нас окружает. А какая у нас малая Родина, вы знаете?
(город Алапаевск). 
— А что значит большая Родина? (Это наша страна). 
Как называется наша страна? 
Россия — самая большая страна в мире, Россия — наша Родина.  

Кто покажет на глобусе территорию России?
( Показ границы).

Ребёнок читает стихотворение:

Как велика моя земля! 
Как широки её просторы 

Озёра, реки и поля, 
Леса и степь и горы! 
Раскинулась моя земля 
От севера до юга. 
Когда в одном краю весна — 
В другом снега и вьюга!

— Посмотрите фотографии на нашей выставке. Всё что вы видите — это наша бескрайняя страна Россия. Вы здесь видите и горы, и леса и берёзовые рощи, и реки, и озёра. 
—   В каждой стране есть столица, главный город. А кто знает, как называется столица России?

— У каждой страны есть отличительные знаки — государственные символы: флаг, герб и гимн. Есть они и у России.

— В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга, двух одинаковых вы никогда не найдёте. 

Какой же флаг у России?

Давайте  мы с вами поиграем в игру «Собери флаг России». 

(на столе разложены полоски одинакового размера, но разных цветов (более 7 цветов)).

Давайте посмотрим, правильно ли вы собрали флаг России.

Внести Флаг России.

— Расскажите, какой флаг у России.
Правильно,у России флаг трехцветный. Три полосы — белая, синяя и красная.

— Что вам напоминает белый цвет? (Берёзы, снег, облака, ромашку…) 
Белый цвет — это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она ни на кого не нападает. 
— А что вам напоминает синий цвет? (Небо, реки, озёра, моря…) 
Синий цвет — это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. 
— А что вам напоминает красный цвет? (Солнце, огонь…) 
Красный цвет — цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину. 

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

— Второй государственный символ — Герб России.

Игра «Найди герб России».

(на столе 5 гербов разных стран, из них нужно выбрать герб России)

— Как вы узнали герб России? (На красном щите изображён золотой двуглавый орёл). Его поднятые крылья показывают силу и мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна.

— У России есть песня, прославляющая могущество и величие нашей страны. 
— Кто знает, как она называется?

Когда звучит гимн нужно встать и не разговаривать. 
Сейчас мы прослушаем отрывок из гимна. Звучит гимн.

— Что мы с вами сейчас слушали?

— Что прославляется в гимне?
— Какой по характеру гимн?
— Как вы понимаете, что такое держава?

— И как вы понимаете священная?

Такая музыка рождает гордость за свою страну. Гимн объединяет всех людей нашей страны — тех, кто любит свою Родину и гордится ею. 

Итог: О чём мы сегодня говорили? Сейчас я проверю, что вы запомнили.

Как называется наша страна? Какая она?

Как называется столица России?

Какие символы России вы знаете?

Ребята, а кто знает, какое дерево является символом России?

Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. 

На Руси сравнивали красавицу — берёзу с девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.

О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Ребёнок читает стихотворение:

Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.

Я  предлагаю вам послушать песню «Во поле берёза стояла»  и ещё раз полюбоваться берёзками на нашей выставке (рассматривание выставки детских работ «Русская красавица – берёзка»,  слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла»)

Ребята, мы с вами живём в России, значит кто мы?Мы – россияне!! Так давайте любить свою Родину, гордиться ей и узнавать о ней всё больше.