Педагог ИЗО: Калиниченко Татьяна Александровна
МУДО«Центр эстетического воспитания детей» г.Саранск
Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский
Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:
- повышение уровня развития творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную задачу, нужно использовать в работе новые программы и технологии.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Их применение в педагогической деятельности служит залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия.
Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение становится приоритетным направлением в работе учреждений, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
1) Сохранению и укреплению здоровья детей;
2) Развитию сенсорных и моторных функций;
3) Формированию потребности в двигательной активности;
4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
5) Приобретению навыка правильного дыхания;
6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО
Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:
- Санитарно-гигиенических:
А) — свежий воздух;
— проветренный класс;
— соответствующее освещение;
— влажная уборка;
— озеленение.
Б) — рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и
мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой
учащихся во время урока.
В) — Комфортный для человека уровень шума – это предельно
допустимое давление звука, которое не оказывает на организм
воспитанников вредного воздействия.
- Психологических:
— создание эмоционального положительного фона в обучении,
общении;
— учет психического и физического здоровья ребенка;
психологических особенностей класса;
— стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
поддержки и помощи ребенка в учебе;
— использование чередования интенсивности в обучении и
релаксации.
- Здоровьесберегающие компоненты:
— динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,
рисуем глазами;
— применение игровых моментов с движениями учащихся;
— элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование
аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и
нарисуй», улыбка терапия;
— свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения
практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,
руки и т.д.);
— ранжирование учебного материала урока по степени сложности,
новизны, актуальности;
— использование активных методов обучения: поисковый, игровой,
диалогический, проектный, исследовательский и др.;
— плотность урока: количество времени затраченного на учебную
деятельность не менее 60%, но не более 80%.
— темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь
возможность задавать педагогу вопросы.
Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.
Литература:
- Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
- Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
- Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.
- Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
- Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с родителями «Музыка, песок и камни» (50%)
- Конспект итогового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Вместе весело играть с Шипелочкой, Свистелочкой и Рычалочкой» (50%)
- Развлечение «Осень в гостях у ребят» (для детей подготовительной группы) (50%)
- Проект «Театральная неделя» для старшей и подготовительной группы (50%)
- Конспект родительского собрания «День за днем говорим и растем! » по форме семинара – практикума «Артикуляционная гимнастика – основа постановки звуков» (50%)
- Консультация для педагогов: Система работы по воспитанию навыков здорового образа жизни у дошкольников. Сотрудничество с родителями. (RANDOM - 50%)